Негидальские сказки | Сказки народов мира на YAXY.RU

ЮМОР YAXY.RU


Сказки народов мира

  • Список тем link
  • Негидальские сказки

    Летяга
    Детская сказка
    Ворон и коршун
    Пять женщин-волков
    Мать и сын
    Охотник Неявкан и лягушка Эеки
    Хитрец и силач
    Ножичек

    Летяга

    Жила летяга. У нее было пятеро детей. Однажды к летяге пришла лисица и
    говорит:
    - Летяга, отдай своего ребенка!
    - Нет, не дам!-говорит.
    - Если не дашь, забодаю! Тогда летяга своего детеныша лисице отдала.
    Лисица ушла. Назавтра снова пришла:
    - Летяга, отдай своего ребенка!
    - Не дам, не дам!-говорит.
    - Если не дашь, забодаю!
    Снова летяга своего детеныша лисице отдала. Лисица ушла.
    На следующий день снова пришла и говорит:
    - Летяга, отдай своего ребенка!
    - Не дам, не дам!-кричит летяга.
    - Если не дашь, забодаю!
    Опять летяга детеныша своего отдала. С тем лисица ушла.
    Вот назавтра снова приходит:
    - Летяга, отдай своего ребенка!
    - Не дам, не дам!-говорит.
    - Если не дашь, забодаю!
    Опять отдала детеныша лисице. После того как ушла лисица, дедушка-сова
    приходит к летяге. Дедушка-сова спрашивает летягу:
    - Летяга, почему плачешь?
    Летяга говорит:
    - Лисица детенышей моих поедает.
    - Ладно, не плачь. Если лисица придет, скажи: Травяных твоих рогов я не
    боюсь . Затем, если спросит: Кто сказал? -скажи: Дедушка-сова сказал .
    Вот лисица снова приходит и говорит:
    - Летяга, отдай своего ребенка! - Не дам,-отвечает летяга.
    - Забодаю!
    - Травяных рогов твоих я не боюсь! Лисица спрашивает:
    - Кто сказал про травяные рога?
    - Дедушка-сова сказал,-отвечает летяга. Затем лисица говорит:
    - Где находится дедушка-сова?
    - Та-ам, вон, подальше, на горе находится.
    Лисица пошла. Дедушку-сову увидела, подкрадывается.
    -Лисица, к кому подкрадываешься?-спрашивает дедушка-сова.
    - Дедушка-сова, спугнешь, спугнешь: за тобою птичка сидит!
    Лисица прыгнула к дедушке-сове. Дедушка-сова лисицу за шею когтями
    схватил. Затем полетел с нею ввысь. Лисица плачет в когтях у совы.
    Вот дедушка-сова до моря долетел и говорит:
    - Скажи: Сало дедушки-совы есть идем .
    Лисица говорит:
    - Сало дедушки-совы есть идем. Тут дедушка-сова роняет лисицу. В море
    упала лисичка. Плывет она по морю и плачет. Затем говорит:
    Зубища, морским белым камнем станьте! Язычище, морским листом стань!
    Мозги, морской глиной станьте!
    Вынырнула нерпа из воды и говорит:
    - Лисица, почему плачешь?
    - Нерпушка, двоюродная моя сестрица, я не плачу, а пою. Я те песни
    повторяю, которые пели, когда сватали мою мать и моего отца. Нерпа, а твой
    народ велик ли? Взгляни-ка на звезды - это мой народ. Твоего народа много
    ли?
    Нерпа говорит:
    - Очень много.
    Затем нерпа нырнула и вышла опять, а за нею множество нерп показалось.
    Все море нерпами покрылось. Лисичка принялась считать:
    Од-дин-два - пропустим,Од-дин-два - пропустим, Три-четыре-пропустим,
    Пять-шесть-пропустим.
    Так принялась прыгать лиса по нерпам. Нерпа спрашивает:
    - А почему ты не всех считаешь? Лисица говорит:
    - Когда назад пойду, сосчитаю. Лисица по нерпичьим головам на землю
    снова выбралась и спрашивает:
    - Когда мы родней по матери были? Тут нерпа говорит:
    - Лгунишка, в конце своего пути умрешь! Лисица говорит:
    - Я не умру!
    Лисица побежала. Когда бежала, налима встретила.
    - Налим, куда плывешь?-спрашивает.
    - Куда? Домой. А ты, лисица, куда бежишь?
    - Я в ту же сторону, куда ты. Ну, налим, пойдем!
    Так шли, шли, лисица кричит:
    - Налим!
    - Эгей! - откликается тот.
    Так идя, в конце одной излучины реки опять окликает лисица:
    - Налим!
    - Эгей!-откликается налим через две излучины. Так идет лисица. Наконец
    подходит к месту, где одна старушка сушит черемуху. Подошла и начала
    черемуху есть. Наелась, полное брюхо набила. Тогда уснула. Пришла старуха и
    увидела спящую лисицу. Вернулась старушка домой, взяла нож и снова пришла к
    месту, где она сушила черемуху. Подошла, а лисица все еще лежит. Убила
    старуха лисицу, освежевала и распялила шкуру. Когда шкура высохла, старуха
    из нее сшила себе шапку. Шапку надела и пошла щенков своих кормить. Подходит
    к ней волк и говорит:
    - Старуха, мне поручи стеречь, шапку свою одолжи - уши у меня мерзнут.
    Старуха шапку свою волку дала, домой ушла, посидела и пошла посмотреть
    своих щенков. Подошла к собачьей конуре, а волка нет. Старуха заплакала и
    сказала: - Врун же волк, мою шапку утащил.
    В то время ворона прилетела:
    - Кар-кар, старуха, о чем плачешь?
    - О чем плачу,-волк шапку мою утащил, по ней плачу.
    - Старуха, кар-кар, дай-ка я схожу за твоей шапкой!
    Старуха говорит:
    - А как скажешь? - За старухиной шапкой пришла -скажу!
    - Оставь, пусть будет так, как случилось, зря пойдешь за ней!
    Улетела ворона. Старуха плачет. Когда она так плакала, прилетела
    птичка:
    - Старуха, почему плачешь, чвик-чвик?
    - Шапку свою жалею-плачу.
    - Дай-ка я за ней схожу, чвик-чвик!
    - А как скажешь?-говорит.
    -Старуха, как-нибудь уж скажу, чвик-чвик! Полетела птичка. Старуха
    больше не плачет, стала ждать птичку.
    Ждет. Птичка долетает до одного зимника и в круглое окошечко влетает. А
    в том зимнике и зайцы, и лисицы, и волки, и вороны, и хорьки, и старик со
    старухой находятся. Мать крестовки-лисицы камлает. Старик говорит:
    - Эй-эй, крестовка-мамаша, хвост свой сожжешь!
    Тогда птичка стала камлать:
    - Чви-ик, чви-ик,-чирикнула, через окошечко порх - и выпорхнула и
    обратно впорхнула.
    Старик говорит:
    - Нашу шапку дай ей надеть-наверно, это большой шаман! Шапку свою
    птичке дали.
    - Чик-чик!-чирикнула, по полу топ-топ, по нарам скок-скок, в углу.
    прыг-прыг, через окошечко порх-порх-выпорхнула.
    С той шапкой назад прилетела к старухе и шапку ей отдала.
    Старуха обрадовалась, птичке ножичек маленький для рукоделия дала, иглу
    дала. На этом кончается.

     

    Детская сказка

    Одна старуха с сыном жила. Однажды мать в амбар пошла, а сын ее из-под
    амбара, что на сваях стоит, просит:
    - Мама, дай юколы из рыбьего брюшка!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда же ты на улице ел?
    - Мама, дай юколы из верхнего слоя!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда же ты на улице ел?!
    -Мама, дай юколы, порезанной кусочками!
    - Вот домой пойдешь и поешь. Когда же ты на улице ел?!
    - Мама, дай юколы из рыбьей спинки!
    - Вот домой пойдешь и поешь. Когда же ты на улице ел?!
    - Мама, дай юколы из серединки!
    - Вот домой пойдешь и поешь. Когда же ты на улице ел?! Затем старуха
    спустилась - а от сына только следы остались. Старуха как ни искала, не
    могла найти.
    День и ночь плачет старуха. Так жила-жила, на дворе стало теплеть,
    птицы стали возвращаться из теплых краев.
    - Клохту-у-н, про сына моего вестей не знаешь ли? Клохтун говорит:
    - Хохор-р, хохор-р, не знаю!
    - Косач, про сына моего не знаешь ли, вестей-не слышал ли?
    Косач говорит:
    - Гиленг-гиленг, не знаю вестей про твоего сына!
    - Гусь, про сына моего вестей не слышал ли? Гусь говорит:
    - Каланлах-каланлах, не знаю, про твоего сына вестей не знаю!
    - Ворон, про сына моего вестей не знаешь ли?
    - У летящих позади узнаешь, кар, узнае-е-ешь, кар! Затем летит лебедь.
    - Лебедь, про сына моего вестей не знаешь ли?
    - Хун-хун-хун, у твоего сына,-говорит,-и ноги перепончатыми утиными
    лапками стали, и нос утиным носом стал!
    Твой сын сказал: И свою юколу из рыбьего брюшка, что мне пожалела,
    пусть сама ест!
    Твой сын сказал: И свою юколу из верхнего слоя, что мне пожалела, пусть
    сама ест!
    Твой сын сказал: И свою юколу, порезанную кусочками, что мне пожалела,
    пусть сама ест! Твой сын сказал: И свою юколу из рыбьей спинки, что мне
    пожалела, пусть сама ест!
    Твой сын сказал: И свою юколу из серединки, что мне пожалела, пусть
    сама ест!
    Если мамочку мою встретишь, скажи ей так ,-сказал.
    Затем гаглушка (птица) летит.
    Старуха спрашивает:
    - Про сына моего вестей не знаешь ли?
    - Мама, мама, конгэр-р! Свою юколу из верхнего слоя, что мне пожалела,
    сама ешь, конгэр-р! Свою юколу из рыбьего брюшка, что мне пожалела, сама
    ешь, конгэр-р! Свою юколу из рыбьей спинки, что мне пожалела, сама ешь,
    конгэр-р! Свою юколу из серединки, что мне пожалела, сама ешь, конгэр-р!
    Свою юколу, порезанную кусочками, что мне пожалела, сама ешь, конгэр-р!
    - Дитя, спустись! Дитя, спустись!
    - Как же я спущусь, конгэр-р, когда ножонки мои стали перепончатыми
    утиными лапками, конгэр-р, а нос стал утиным носом, конгэр-р!
    Так пролетел он и не спустился.

     

    Ворон и коршун

    Жили-были в зимнике ворон и коршун. Ворон - старший брат,
    коршун-младший. Огонь у них горит. Долго ли, коротко ли так живут, вот
    однажды ворон в круглое окошечко вылетел, совсем улетел, а коршун остался
    один-одинешенек.
    Вот однажды вылетел коршун через круглое окошечко и полетел вниз по
    своему Амуру. Подлетел к месту, где пять женщин-сестер черемуху собирают,
    поблизости от этих пяти женщин сел на дерево. Так сидит себе. Был очень
    жаркий день.
    Вот самая старшая сестра говорит:
    - Пойдемте купаться! Младшая сестра отвечает:
    -Я не буду купаться!
    - Ничего, давайте все купаться, - говорит старшая.
    Все пять женщин стали купаться.
    Затем коршун подлетел, младшей сестре в штаны напачкал. Снова улетел и
    на то же дерево сел.
    Купаться кончили, поднялись на берег. У младшей сестры в штанах помет
    коршуна оказался. Младшая сестра помет травой вытерла. Затем начали черемуху
    собирать. Младшая сестра забеременела. Стали они переезжать на другую
    сторону Амура. Во время переезда младшая сестра ребенка родила, мальчика.
    Когда переезжали, младшая сестра в верхнюю одежду завернула своего
    ребенка. На самой середине Амура их старшая сестра говорит:
    - Дай мне своего ребенка подержать!
    - Сестра, зачем тебе держать ребенка?
    - Ладно, давай я подержу!
    Младшая сестра отдает своего ребенка старшей. И вот старшая сестра на
    середине Амура бросает ребенка в воду.
    Переезжают, а младшая сестра плачет по своему ребенку. Старшая сестра
    говорит:
    - Ну, что расплакалась по какому-то ребенку? Старшая сестра за весла
    села. Гребет. К берегу причалили.
    Старшая сестра в воду по пояс прыгнула и на берег побежала.
    - Ой, отец,-говорит,-твоя любимица дочка, которую ты лучшей едой
    кормил, ребенка с коршуном прижила.
    Старик с копьем длиной с осеннюю кету к дочке подскочил, а сестра, что
    постарше, задержала его.
    Старик говорит:
    - Убью ее!
    А сестра, чуть постарше, говорит:
    - Отец, оставь ее!
    Тогда отец оставил, но рукой бил сильно, даже серьги сорвал.
    А коршун поблизости от ребенка летит, - ребенка вниз по Амуру вода
    несет. Ребенка несет, а коршун провожает его. Вот в заездок для лова рыбы
    ребенок попал.
    Попал он в заездок, что около берега очень большого селения находился,
    а коршун поблизости от деревни сел.
    Затем одна девушка за водой пошла. Только, хотела зачерпнуть воды,
    взглянула в сторону - мальчик прибился к заездку. Она бросает чуман, берет
    ребенка и подымается с берега домой.
    Старик говорит:
    - Черт, наверное,-поди, брось его! Зачем взяла, черт наверное!
    А дочка говорит:
    - Не брошу!
    Тогда старик говорит:
    - Слуги, сходите за стариком с козырьком, что внизу живет, сходите за
    красным как лисица стариком, что вверху живет, сходите за девятью горбатыми,
    сходите за восемью краснобаями, сходите за семью солдатами,-пусть они
    подумают!
    Старик с козырьком, что внизу живет, пришел, красный как лисица старик,
    что вверху живет, пришел, девять горбатых пришли, восемь краснобаев пришли,
    семеро солдат пришли.
    Старик говорит:
    - Внизу живущий старик с козырьком, вверху живущий как лисица красный
    старик, ну, подумайте-обсудите. Моя дочь сегодня за водой пошла, нашла
    мальчика. Внизу живущий старик с козырьком, вверху, живущий как лисица
    красный старик, подумайте-решите!
    - Ну что же,-внизу живущий старик с козырьком говорит,-я думаю-черт
    подстроил, наверное.
    Вверху живущий как лисица красный старик говорит:
    - От водяного пристал, наверное. Это проделка водяного. Разной еды
    приготовьте и бросьте обратно в воду!
    - Девять горбатых, семеро солдат, восемь краснобаев-ну,
    подумайте-обсудите! Девять горбатых говорят:
    - Мы думаем - это проделка водяного черта. Старик говорит:
    - Семеро солдат, подумайте-обсудите! Семеро солдат говорят:
    - Мы думаем, чтобы ты своей дочке сделал дом отдельно в сторонке; с
    этим ребенком вдвоем пусть живут: если это черт-не вырастет, а если
    человек-вырастет.
    Восемь краснобаев говорят:
    - Мы думаем: вдвоем пусть они живут, а вы не ходите к ним.
    Старик говорит:
    - Ну, слуги, пойдите и сделайте своей хозяйке дом! Те пошли в тайгу
    делать дом. Сделали. Дочка старика с ребенком в дом переселилась. Вдвоем
    живут.
    Долго ли, коротко ли живут, а ребенок, растет, большой уже стал.
    Девушка однажды мусор пошла выбросить на улицу. На том месте, где мусор
    выбрасывала, нашла коршуна. Коршун прилетел сюда, чтобы ребенок его мог
    поиграть с ним.
    Девушка его вносит и привязывает. Так живут с ним. Что бы ни дала ему,
    не ест он. Если икры даст, не ест, только что-нибудь самое хорошее ест.
    Однажды вечером девушка рассердилась:
    - Что это за коршун, плохого не ест, уничтожает лишь запасы ребенка,
    только хорошее хочет есть!
    Так, рассерженная, уснула.
    Утром встает-коршуна нет, исчез, потерялся. Ищет, под нарами ищет, в
    углах ищет - не находит, совсем исчез. Ну, вот и говорит:
    - Ребенок мой встанет и будет своего коршуна искать,- и зачем это я
    ругала его!
    Затем ребенок встает, но не ищет коршуна. Настал полдень. Тогда девушка
    слышит, что со стороны тайги как будто бы человек на лыжах спускается.
    Слышится, как шуршит что-то. На улице около их дома человек лыжи свои снял,
    на дом их положил, затем входит.
    Девушка смотрит - куртка у него соболья, красивый человек, - из воды ли
    вышел, с неба ли упал, красивый человек.
    Рядом с женщиной садится:
    - Что будет, если рядом с женой коршуна сесть? Клювом меня убьет, что
    ли? Что будет, если рядом с женой коршуна лечь? Клювом меня убьет, что ли?
    Что будет, если жене коршуна голову на колени положить? Клювом меня убьет,
    что ли?
    Девушка говорит:
    - Когда же я с коршуном жила? Невхан говорит:
    -Ас кем же ты играла? Я ведь и есть коршун. Вчера вечером кого ругала?
    Меня ругала. Думаешь, ты чьего ребенка нашла? Мой это ребенок.
    Эта женщина себе мужа нашла. Так вот было.
    Долго ли, коротко ли живут, а сын их большой стал.
    Невхан говорит:
    - Ну, девица, родителям, скажи: Ваш зять велел сказать, что к себе
    домой возвращаться собирается . Девушка к родителям спустилась из тайги,
    вошла:
    - Отец, мать,-говорит,-зять ваш велел сказать, что к себе домой
    возвращаться собирается.
    - Дитя,-сказал старик,-ко мне в дом ночевать приводите!
    Девушка домой пошла и сказала:
    - Старик сказал: Ко мне в дом ночевать приходите!
    Невхан с женщиной спустились, у старика в доме переночевали.
    Пока ночевали, Невхан много зверя убил, чтобы старику и старухе до
    самой смерти еды хватило. Затем стали собираться к переезду.
    Невхан говорит жене:
    - Ты завтра отправляйся, а мы с сыном вперед пойдем в селение, что
    вверху отсюда, там догонишь нас.
    Невхан с сыном отправились. Так идут.
    Так шли-шли, дошли до селения. Поднялись по берегу, по старикову
    спуску. В дом вошли.
    Невхан, войдя, кругом осмотрелся: четыре женщины сидят. У одной женщины
    волосы растрепаны, что воронье гнездо. Рядом с ней садится.
    - Наверное, это моя прежняя жена. Бедняжка, видимо ее люди обижали.
    Старик говорит:
    - Грязно, грязно, зачем туда сели?
    -А Невхан говорит:
    - Как же я не с женой своей сяду? И сын мой как же не с матерью сядет?
    Тут женщина садится, сына своего целует. Старик говорит:
    - Как узнаешь, что люди говорят? Я и вправду считал тебя коршуном.
    Старуха говорит:
    - Я же говорила тебе-как человек родится, так и все родятся. Вот теперь
    и дальше корми хорошенько своих дочерей!
    Старуха сильно бранилась:
    - Как теперь поступить мне? Людей стыдно. Невхан говорит;- Я и плохую
    женщину завтра днем уведу.
    Там ночевали.
    Назавтра жена его догоняет: множество слуг дает старик своей дочери.
    Затем отправляются. Так идут обратно.
    Шли-шли, к дому стали подходить. Дом в селении вверху на реке
    находится. Какой-то человек из дома все время выходит. Смотрит вниз по
    Амуру - подходят, к берегу пристают.
    Спустился тот человек. Говорит:
    - Братец, чего же это ты ждать заставляешь? Долго же ты ходил!
    Бросил по направлению вниз Амура маленький топорик - дома появились.
    Люди, которые жили в маленьких домах, в маленькие вошли, а те, которые жили
    в больших, - в большие вошли.
    Невхан в дом свой снова вошел,-а брат его двух жен привез, и у него две
    жены.
    Все.

     

    Пять женщин-волков

    Жили-были пять женщин. Долго ли, коротко ли так жили, однажды старшая
    сестра их говорит:
    - Я ваша старшая сестра, поэтому вот что скажу: здесь в низовьях реки
    живет сын старика. Говорят, тело его отдельно ходит от волос. Мы превратимся
    в пятерых волков и пойдем туда. Волосы и туловище его по отдельности будем
    рвать.
    - Ну-ну!-сказали. Пять женщин, пятью волками обратившись, побежали вниз
    по Амуру. Так бежали они и нашли след сына старика. На той тропе спрятались,
    стали караулить.
    Вечером сын старика обратно пошел, волоса его отдельную дорогу имеют, и
    тело его отдельную дорогу имеет. Так он возвращается. Доходит до того места,
    где волки спрятались. Старшая сестра говорит:
    - Мы трое на туловище человека прыгнем, а вы двое на его волосы
    прыгайте!
    Сын старика подходит.
    - Ну-ну, прыгаем, хируронин-хируронин!-сказала старшая.
    Прыгнули, туловище и волосы сына старика рвать стали. Затем всего его с
    волосами разорвали, только стельки травяные бросили.
    После этого волки домой отправились, до дому дошли, свои волчьи шкуры
    повесили, в женщин снова обратились. Дома живут.
    - Долго ли, коротко ли так живут, однажды старшая сестра снова начинает
    учить их:
    - Я ваша старшая сестра, поэтому вот что скажу. Здесь в верховьях реки
    живут, говорят, пять человек. Эти пять человек имеют одну лошадь. У той
    лошади на одном боку пять волосков и на другом боку тоже пять волосков. Туда
    идемте, хируронин-хируронин!
    -Ну-ну!-сказали.
    Отправились. Вверх по Амуру идут. Шли так и до одного дома добрались.
    Перед ним лошадь привязана, и у нее на одном боку пять серебряных волосков,
    а на другом - пять золотых. Вот когда дошли, стали лошадь разглядывать.
    Увидели пять золотых волосков. Пять женщин по одному волоску выдернули,
    затем к проруби пошли, около проруби в снегу спрятались.
    Когда они прятались, четыре человека обратно возвратились и в дом
    вошли; их младший брат шел позади. Подошел к своей лошади, стал разглядывать
    ее и увидел, что нет у нее пяти золотых волосков. Тогда своих старших
    братьев позвал:
    - Братья, идите сюда, посмотрите, у нашей лошади золотые волоски
    потерялись!
    Один из его братьев в дверь заглянул и сказал:
    - Куда денутся? Хорошенько, поищи! Потом младший брат говорит:
    - Скорее идите сюда, у меня живот схватило!-и заохал. Затем говорит:
    - Скорее идите, если не придете-умру! Скорее идите! Братья его побежали
    к нему. Их младший брат говорит:
    - Где потерялись волоски? Как вы думаете?! Кто утащил - как вы думаете?
    Его старшие братья отвечают:
    - Мы не знаем. Младший брат говорит:
    - В низовьях реки пять женщин живут, говорят, их старшая сестра всему
    научает. Сына старика убили и нас убить намереваются.
    Затем младший брат спрашивает:
    - Где же они спрятались, как вы думаете?
    - Мы не знаем, - отвечают старшие братья. Младший брат говорит:
    - Ну, скорее, скорее палки возьмите. Сюда вот к берегу на прорубь
    побежим: у проруби они спрятались!
    - Ну-ну!-.сказали и побежали.
    Добежали до проруби. Когда они подбегали, женщины выскочили и по тропе
    к себе побежали.
    Старший брат догнал старшую сестру тех женщин и ударил так, что она
    сразу умерла. Потом старший брат вернулся домой.
    Четверо мужчин погнались за остальными женщинами. Настигли, по одной
    схватили. Повели к себе домой. Вошли в дом, в жены себе их взяли.
    Так живут-поживают.

     

    Мать и сын

    Однажды мать в амбар пошла, а сын ее из-под амбара, что на сваях стоит,
    просит:
    - Матушка, дай юколы из рыбьего брюшка!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда ты на улице ел?!
    - Матушка, дай юколы, порезанной кусочками!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда ты на улице ел?!
    - Матушка, дай юколы из рыбьей спинки!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда ты на улице ел?!
    - Матушка, дай юколы из серединки!
    - Вот домой придешь и поешь. Когда ты на улице ел?!
    Затем мать спустилась вниз, а сына нет, как ни искала, не могла найти.
    День и ночь плачет мать.
    Так жила-жила, на дворе стало теплеть, птицы стали возвращаться из
    теплых краев.
    - Клохту-у-н, про сына моего вестей не знаешь ли! Клохтун говорит:
    - Хохор-р, хохор-р, не знаю!
    - Косач, про сына моего не знаешь ли, вестей не слышал ли?
    Косач говорит:
    - Гиленг-гиленг, не знаю вестей про твоего сына!
    - Гусь, про сына моего вестей не слышал ли? Гусь говорит:
    - Каланлах-каланлах, не знаю, про твоего сына вестей не знаю!
    - Ворон, про сына моего вестей не знаешь ли?
    - У летящих позади узнаешь, кар, узнае-е-ешь, кар!
    Затем летит лебедь.
    - Лебедь, про сына моего вестей не знаешь ли?
    - Хун-хун-хун, у твоего сына, - говорит, - и ноги перепончатыми утиными
    лапками стали, и нос утиным носом стал! Твой сын сказал: Юколу из рыбьего
    брюшка, что мне пожалела, пусть сама ест,! Твой сын сказал: Юколу,
    порезанную кусочками, что мне пожалела, пусть сама ест! Твой сын сказал:
    Юколу из рыбьей спинки, что мне пожалела, пусть сама ест! Твой сын сказал:
    Юколу из серединки, что мне пожалела, пусть сама ест! Если матушку
    встретишь, скажи ей так , - сказал он.
    Затем птица гаглушка летит. Мать спрашивает:
    Из сборника Сказки народов СССР . М., 1986.
    - Про сына моего вестей не знаешь ли?
    - Матушка, матушка, конгэр-р! Юколу из рыбьего брюшка, что мне
    пожалела, дама ешь, конгэр-р! Юколу из верхнего слоя, что мне пожалела, сама
    ешь, конгэр-р! Юколу, порезанную кусочками, что мне пожалела, сама ешь,
    конгэр-р! Юколу из рыбьей спинку что, мне пожалела, сама ешь, конгэр-р!
    Юколу из серединки, что мне пожалела, сама ешь, конгэр-р!
    - Дитя спустись! Дитя, спустись!
    - Как же я спущусь, конгэр-р, когда ножонки мои стали перепончатыми
    утиными лапками, конгэр-р, а нос стал утиным носом, конгэр-р!
    Так пролетел он и не спустился.

     

    Охотник Неявкан и лягушка Эеки

    Жил-был один мужчина по имени Неявкан* со своей женой. Живут и живут
    они в своей юрте. Все хорошо, да детей у них нет. Скучно им. В доме тишина
    стоит.
    Сколько прошло так лет - никто не знает. Но вот родился у них сын.
    Веселым ходит Неявкан, радостной стала жена. Пойдет ли на охоту Неявкан -
    полную нарту привезет добычи, станет ли рыбу ловить - не могут съесть,
    начнет ли узоры на деревянной коробочке вырезать - глаз не отвести.
    Но вот однажды отправился он на охоту, доехал до большой и высокой
    сопки. Привязал к камню оморочку и только стал подниматься на сопку, как
    увидел лося. Приложил на тетиву лука стрелу и пустил ее. Замертво упал лось.
    Освежевал его Неявкан, взвалил на спину тушу и стал спускаться к оморочке.
    Камни под ногами шелестят, будто что-то сказать хотят, да Неявкан слушать не
    желает. Спустился он к берегу, положил ношу около оморочки. Хотел в нее
    сесть. Только ногу занес, как увидел на дне большую зеленую лягушку.
    Что за лягушка? Откуда она взялась в моей оморочке? - подумал он.
    Посмотрел, а глаза у лягушки как у человека. Неявкан и спрашивает ее:
    - Эеки,** ты зачем в мою оморочку залезла? Я сейчас тебя убью!
    Схватил он маЛое весло от оморочки и хотел лягушку ударить. Она рот
    открыла и заговорила человеческим голосом:

    - Не убивай меня, Неявкан! Я - дочь воды. Проси у меня что хочешь, все
    для тебя сделаю. Не бросай меня одну, возьми домой!
    Подумалгподумал Неявкан и решил взять ее с собой, но так, чтобы жена не
    увидела. Завернул он лягушку в шелковую материю и спрятал в колчан.
    Приплыл Неявкан домой, добычу принес. Жена его радостно встретила.
    Помогла ему занести добычу и стала хлопотать по хозяйству. Неявкан взял
    колчан с лягушкой, принес его в дом, в угол поставил. Лягушку вынул и
    говорит ей:
    - Эеки! Сиди в домике своем, никуда не выходи. А то жена увидит -
    убьет!
    Так живут они и живут. Каждый день жена варит мясо лося и им кормит
    мужа. А Неявкан кусочек мяса возьмет со стола, принесет в угол и накормит
    Эеки. Но вот кончилось у них мясо, и Неявкан стал снова собираться на охоту.
    Взял колчан со стрелами, понягу за плечи приладил, у пояса прикрепил копье,
    распрощался с женой и сыном и пошел в тайгу.
    Ушел охотник, а сын плачет. Как ни успокаивала его жена, он все плачет.
    Тогда она и говорит:
    - Не плачь, сыночек, отец придет, костного мозгу принесет. Я тебе его
    дам!
    Только произнесла эти слова, как послышалось ей, что в углу кто-то
    сказал:
    - Сперва добудь зверя, а потом его и дели. Вот еще, костного мозга
    захотели!
    Кто это говорит? - думает жена.
    Заглянула в угол - никого нет, только пустой колчан без стрел стоит.
    Почудилось женщине, что он шевелится. Еще больше удивилась она и, хотя ей
    нельзя прикасаться к мужским вещам, открыла колчан. А там - большая зеленая
    лягушка, завернутая в шелк, как богатая невеста, сидит.
    Женщина схватила лягушку и бросила ее на пол. А сама пошла на берег
    реки, нарвала колючего шиповника, вернулась домой. Отхлестала им лягушку.
    Бьет и ногами валяет ее в золе. А лягушка сперва терпела-терпела, а
    потом заплакала. Текут слезы из ее глаз. Всхлипывает она и просит:
    - Женщина, женщина, не валяй меня в золе, а то я могу ослепнуть. Придет
    с охоты муж, накажет тебя! Пожалей! Ведь я ничего тебе плохого не сделала!
    А женщина еще больше рассердилась:
    - Ах ты, мерзкая лягушка, смеешь еще со мной говорить одним языком. Ты
    зачем пришла в наш дом? Тебя кто приглашал сюда? Твое место в болоте!
    И вновь стала ее бить. Била-била, а лягушка ни слова больше не
    произнесла, лишь изредка стонала. Услышала лай собак женщина, схватила
    лягушку, завернула в тряпку, бросила в колчан. Вошел Неявкан. Принес он
    добычу. На этот раз ему сильно повезло на охоте, только успевал зверя
    разделывать. Он и говорит жене:
    - Жена, быстрее приготовь мясо, отвари и накорми всех, проголодались
    мы.
    Жена наварила мяса, накормила мужа с сыном. Только кончила есть, как из
    угла раздался голос лягушки:
    - Ой-ой! Как мне больно! Хотя бы шиповником не била, в золе не валяла.
    Теперь я стала некрасивая, грязная. Никто на меня смотреть не захочет!
    Услышал это Неявкан, к колчану подошел, ог-крыл его, а из него женщина
    появилась. Одежда на ней разорвана, лицо и руки в золе, в синяках. А жена
    его и говорит:
    - Вот видишь, завелась тут у нас лягушка лесная, колдунья, мерзко на
    нее глядеть-то, надо ее сейчас же убить!
    Схватила она копье, но муж выхватил его из рук да и говорит:
    - Как можно просто так причинять зло лягушке? Она ведь живая. Она
    человеком стала. По-человечьи говорит. Не могу с тобой больше жить. Уходи в
    тайгу, стань зверем таежным!
    После этих слов он прогнал жену. Она заплакала и пошла в тайгу,
    превратилась в зеленую лягушку.
    Неявкан взял в жены Эеки, забрал сына и уехал далеко вниз по реке. Там
    стал жить. Так там и живут.
    * Неявкан (негид.) - добрый молодец. ** Эеки (негид.) - лягушка.

     

    Хитрец и силач

    Жили-были Хитрец с Силачом. И у Хитреца была мать, и у Силача была
    мать. Вот однажды Хитрец и говорит:
    - Я.-говорит,-придумал: в деревне, что лежит ниже нашей по течению
    реки, живет очень много народу. Ты.-говорит,-человек сильный, ступай в эту
    деревню и укради там жирную свинью. Ты,-говорит,-человек сильный, тащи ее
    живьем. Ступай сегодня ночью, а завтра мы ее убьем и будем есть с тобой.
    Отправился Силач, украл ночью свинью, притащил, на следующий день ее
    убили. Хитрец и говорит Силачу:
    - А ведь я хозяин этой свиньи! - говорит. - Ведь я придумал эту
    хитрость и послал тебя. А Силач говорит:
    - Нет, хозяин я, так как я ее принес. Тогда Хитрец говорит:
    - Пойдем,-говорит, - на мольбище, где приносим жертвы духам, неба. И
    пусть небо укажет, кто же из нас хозяин.
    Силач рассердился и отправился домой. А Хитрец пошел на мольбище.
    Развел огонь под деревом, к которому они обычно приносили жертвы духам неба
    сварил, как полагается, пшено. Затем вырыл под деревом яму и спрятал в эту
    яму свою мать. При этом Хитрец сказал матери:
    - Когда я скажу: Небо, укажи, кто является хозяином этой свиньи , ты
    скажи: Хитрец хозяин .
    Потом пришел Силач. Хитрец и говорит Силачу:
    - Давай просить у неба о ниспослании удачи - небо укажет, кто же из нас
    хозяин свиньи. И вслед за этим Хитрец говорит:
    - Издревле существующее место вознесения наших молитв, мольбище наше,
    кто же из нас хозяин, укажи! Тут из-под корня дерева послышался голос:
    - Хи-и-тре-е-ц хо-о-зя-и-и-н!
    Простодушный Силач, рассердившись на небо, схватил палку и стал ею
    тыкать в то место, откуда был слышен голос.
    А потом отправился домой. Хитрец же вытаскивает запрятанную им в яму
    мать,-она, оказывается, уже мертва.
    Понес Хитрец свою мать домой. И нарядил ее в разные шелка из ее
    свадебного приданого. Нарядил в шелковые китайские халаты, усадил на нарту и
    повез ее вниз по течению реки. Дело было зимой.
    Дошел до берега, где была расположена деревня, и там у самого края
    проруби поставил свою нарту. А сам направился к деревенскому старшине. У
    того старшины дочь-невеста - ой, и красавица же девушка была! Вот Хитреца и
    спрашивают:
    - А там, под берегом, на твоей нарте, что это за женщина сидит?
    - А это моя сестра, невеста богатая-пребогатая!
    - Почему она не идет сюда?
    - Застыдилась, вот и не идет.
    - Ничего, пусть идет сюда, чего же ей стыдиться! Дочь деревенского
    старшины говорит:
    - Я схожу за ней. Тут Хитрец говорит:
    - Уши у нее плохие, она глухая-не услышит, ты ее толкни посильней.
    Тут девушка побежала, дошла до нарты, да и толкнула изо всех сил,
    та-хлоп!-и упала в прорубь. Девушка испугалась и побежала домой.
    - Сестра Хитреца упала в прорубь,-говорит. Тут Хитрец рассердился:
    - Вы,-говорит,-убили мою сестру, теперь пусть ваш деревенский старшина
    мне в обмен за нее,согласно обычаю, отдаст в жены свою дочь.
    Деревенский старшина и отдал Хитрецу свою дочь. Так Хитрец обманом
    получил себе жену и отправился домой. Дошел он до дому. Стали они вдвоем с
    женой жить. Натаскали дров и развели на улице огромный костер. Когда костер
    сгорел, они угли собрали и туго набили ими семь кулей. Затем отправились
    вверх по реке, везя поклажу на нарте. Шли-шли, встретили: идут два человека
    и везут семь кулей с разным товаром. Хитрец и спрашивает этих людей:
    - Куда идете да что везете?
    А те люди отвечают:
    - У нас разный товар есть, семь полных кулей: пушнину покупать идем.
    Тогда Хитрец говорит:
    - А я семь кулей разной пушнины везу, битком набитых,-говорит,-если вам
    нужна пушнина, так давайте поменяемся грузом прямо с нартами,-говорит,-я дам
    свою пушнину, а вы давайте свой товар вместе с нартами.
    Отдали они Хитрецу свой товар вместе с нартами, а Хитрец отдал им свой
    груз вместе с нартами.
    Тащит Хитрец свой товар, притащил домой и весь дом заложил товаром. Тут
    приходит Силач и спрашивает Хитреца:
    -Откуда у тебя товар, где ты его получил? А Хитрец и говорит:
    - Обменял на семь кулей угля,-говорит,-в деревне, что находится вверх
    по течению реки. Тогда Силач говорит:
    - Ну, и я завтра дров натаскаю и нажгу угля, потом пойду и наменяю
    товару.
    Ну вот, на следующий день Силач дров натаскал, угля нажег. Нагрузил
    семь кулей угля на нарты и потащил вверх по реке. Шел-шел и повстречал в
    верховьях реки двух человек, которые семь кулей на нарте везут. Спрашивают
    Силача:
    - Что везешь? А Силач говорит:
    - Везу, - говорит, - семь кулей угля обменять на товар. Тогда те люди
    рассердились:
    - И перед этим нас так же обманули! Вот ведь как обманщики товар
    покупают!
    И поколотили Силача за мешки с углем, едва до матери добрался. А Хитрец
    добром этих людей разбогател.
    Вот и конец.

     

    Ножичек

    Один ножичек так жил. Долго ли, коротко ли так живет - цыновки у него
    светлые, огонь горит. Так живет себе да живет. Долго ли, коротко ли так жил;
    жил, да и отправился прямо куда глаза глядят, как говорится, куда идти - не
    знает. Если снег пойдет, в снег идет.
    Так шел, шел и дошел до одного дома. А перед тем домом висят два
    одеяла, одно одеяло из лисьих шкур, а другое из шкур рысьих. Он рысье одеяло
    стянул и в него себя завернул.
    Затем выходит из дома женщина, идет в лес, а когда она возвращается, то
    видит, что одеяло упало.
    Из сборника Сказки народов Севера . М.-Л., 1951.
    Входит она в дом и, войдя, говорит своей младшей сестре:
    - Твое одеяло упало.
    Младшая сестра говорит:
    - Почему же ты его не повесила, раз видела, что оно упало?
    Младшая сестра выходит - одеяло ее упало. Она, одеяло свое взяв,
    встряхивает. Когда она встряхнула, ножичек упал. Когда он упал, она говорит:
    - Сестрица, я в своем одеяле нашла ножичек, пойди посмотри!
    Тогда ее старшая сестра идет смотреть. Они тот ножичек топтали и на
    него плевали, а потом выбросили:
    - Кто бы ты ни был, к нам больше не приходи! - совсем выбросили.
    Тогда ножичек пошел. Так идет себе да идет. Шел, шел и опять дошел до
    одного дома. А перед тем домом, висят три одеяла: одно одеяло из лисьих
    шкур, другое одеяло из рысьих шкур и одно одеяло из волчьих шкур. Затем он
    рысье одеяло стянул и себя в него завернул.
    Затем одна женщина из дома выходит, идет в лес, домой возвращается и
    говорит:
    - Сестра, твое одеяло упало! Тогда младшая сестра говорит:
    - Никогда не падало, как это оно упало! Затем выходит - смотрит: одеяло
    упало. Взявего, встряхнула - ножичек упал. Тогда своих старших сестер зовет:
    - Сестрицы, идите сюда, пойдите посмотрите, откуда явился ножичек!
    Затем сестры ее пришли посмотреть; придя, говорят:
    - Это, наверное, черт. Младшая сестра говорит:
    - Хорошо было бы его взять. А старшие сестры говорят:
    - Насмеяться-поиздеваться над ним надо, да и выбросить!
    Младшая сестра говорит:
    - Вы сами топчите его!
    Затем старшие сестры ножичек истоптали и выбросили.
    Тогда ножичек пошел. Так идет. Так шел, шел и дошел до одного дома. А
    перед тем домом висят два одеяла - одно одеяло из лисьих шкур и другое из
    собольих. Он соболье одеяло стянул и себя в него завернул.
    После того, как он себя завернул, выходит из дома женщина, хорошая
    женщина, и, посмотрев на упавшее одеяло, входит и говорит:
    - Сестрица, твое одеяло упало!
    Младшая сестра идет посмотреть, к одеялу идет, берет, встряхивает -
    ножичек упал. Завернув его в одеяло, вносит в дом, на свои нары кладет.
    Старшая сестра говорит:
    - Зачем одеяло внесла? Младшая отвечает:
    - Скоро уже и вечер, заодно внесла. Старшая говорит:
    - Почему же оно упало?
    - Наверное, ветром уронило, - говорит. Затем младшая сестра ножичек
    спрятала. Потомпоели и спать легли. Так спали. Утром встали. Так живут.
    Долго ли, коротко ли так живут. Затем вечером ложатся спать, ночью младшая
    сестра разговаривает, старшая слышит. Затем утром младшая сестра вышла.
    После того, как она вышла, младшей сестры одеяло старшая осмотрела - ножичек
    у нее в одеяле. Тогда к родителям идет старшая сестра и рассказывает:
    - Любимая ваша дочка с ножичком живет, когда ночь настает -
    разговаривает, в мужья себе ножичек нашла!
    Затем старшая сестра возвращается домой. Затем старик пришел, дочери
    говорит:
    - Ты что положила? Дочка говорит:
    - Ничего не положила, у меня ничего нет. Тогда старик рассердился на
    дочь, младшей дочери своей говорит:
    - Уходи, в этом доме не смей жить.
    Затем дочь свою наказал старик. Тогда дочь его ушла в тайгу, в тайге
    себе дом сделала, там стала жить - одна-одинешенька живет.
    Так живет, еды нет, очень голодает, бедствует - старик ничего не дал.
    Так живет. Так когда жила, свой ножичек потеряла бесследно. Ищет его, целый
    день ищет в доме. Искала-искала и села на нары. Затем вечером на улице
    послышались шаги человека. Вот входит человек в собольей одежде: очень
    красивый человек, что и за человек! Затем рядом с женщиной садится и, сев,
    говорит:
    - Если сяду рядом с женой ножичка, чем убьет? И если голову на колени
    жене ножичка положу, чем убьет?
    Тогда та женщина говорит:
    - Ты думаешь, что я не знаю? Разве ты не ножичек?
    Затем тот человек рассмеялся, сел и говорит жене:
    - Перед домом я котомку свою положил, пойди принеси!
    Затем женщина пошла, внесла - сохатого убил, очень жирного. Его ели,
    жена досыта наелась.
    Тогда женщина очень радовалась. Затем легли спать. Затем утром встали,
    муж ее на охоту пошел. Затем так жили. Муж ее множество зверя убивает: и
    сохатых самых жирных убивает, и медведей убивает самых жирных, каждый день
    на охоту ходит. Затем, так ходя на охоту, один день отдыхает. Затем мясо
    варит, мясо своих медведей варит. Затем массу жира во множество берестяных
    плошек-чума-нов натопил, сала кусками туда опустил. Тем, что в тот день
    варил, - полдома полно. Затем вечером жене говорит:
    - Мать-отца и сестру своих пойди позови поскорей, скажи: ножичек, муж
    мой, приглашал.
    Жена его пошла, к родителям входит, рядом с матерью садится и тогда и
    говорит:
    - Мама, я за вами пришла, ножичек, мой муж, приглашал вас, поесть
    приглашал!
    Затем домой пошла. А позади ее идут отец, мать и сестра. Вот, войдя в
    их дом, садятся. Тогда ножичек встает, мясо перед стариком кладет. - Этого
    поешьте, - говорит.
    Старик начал есть; откуда ни возьмет - все сало, мяса не находит. Затем
    просит:
    - Дитя, принеси воды!
    Дочь его в ковше жиру полно подает. Старик хлебнул:
    - Зачем жиру даете?! А дочь говорит:
    - Это не жир, это наша вода.
    От жира у старика сердце давить стало, пошел он к бочонку воды
    напиться; пьет - а это опять жир, откуда ни хлебнет - жир. Затем домой
    уходит, тошнит старика. За ним сестра уходит домой. Старуха много мяса
    съела, а еще больше домой понесла.
    Затем ножичек стал добрым молодцем - Невха-ном, свое имя и обличие
    ножичка оставил. Невхан в тайгу на охоту начал ходить каждый день. Так
    ходит, множество сохатых убивает; так ходит, много мяса приносит. Однажды
    жене говорит:
    - Иди к матери и скажи: мой муж к себе домой собирается уходить.
    Затем жена его пошла, в отцовский дом входит, садится рядом с матерью и
    матери говорит:
    - Муж мой сказал - домой пойдем, я по своему делу соскучился, - сказал.
    Тогда старик говорит:
    - У меня передневав, идите!
    Затем женщина уходит домой. Муж ее спрашивает:
    - Ну, как сказали? Тогда жена его говорит:
    - У меня передневав, идите; хотя бы дня четыре переднюйте и идите, -
    сказал.
    Затем к родителям пошли ночевать. Там ночевали и дневали у родителей.
    Четыре дня передневав, пошли домой. Тогда Невхан говорит:
    - Вам до смерти чтобы еды хватило - еды в моем амбаре полно, мясо есть,
    его ешьте!
    Затем отправились. Так идут себе да идут. Шли, шли, до трех женщин
    дошли. Перед их домом идут. Когда они мимо проходили, женщины вышли, все
    втроем вышли. Выйдя, стали догонять Невхана:
    - Нас-то зачем покидаешь, мы тебя каждый день ждем!
    - Добрый молодец, нас подожди! Невхан говорит:
    - Если бы вы хорошо со мной поступили, подождал бы!
    Тогда женщины говорят:
    - Мы не знали, мы думали, что это чьи-нибудь проделки, думали, что это
    черт; если бы мы знали, что ты человек, так плохо не поступили бы!
    Тогда Невхан подождал. их. Те женщины пошли. Затем дальше с тремя
    женщинами и со своей женой пошел. Так идут себе, идут. Так шли, шли, до дому
    дошли. Дома стали жить. Дома так живут себе да живут. Долго ли, коротко ли
    так живут.
    Очень хороший охотник Невхан: перед собой птичке не даст взлететь, все
    убивает. Невхан - сильный человек. Так живет себе да живет, долго ли,
    коротко ли так и живет.
    Конец.

    Оставьте свой комментарий об этой страничке: