ЮМОР YAXY.RU


Сказки народов мира

  • Список тем link
  • Марийские сказки

    О Марий Эл
    Заячий домик
    Нончык-патыр

    О Марий Эл

    Республика Марий Эл в составе Российской федерации. Автономия с 1929
    г. Ядром формировавшегося в 1 тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье
    древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В 10 веке марийцы
    упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в
    развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами.
    Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав
    Русского государства (1551-1552), оказала русская культура.
    Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение
    имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота, охота,
    лесные промыслы, бортничество, а позднее пасечное пчеловодство, рыболовство.
    Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.
    Разбросанная планировка селений во 2 половине 19 в. стала сменяться
    уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей.
    Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны,
    распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс.
    Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для
    женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин
    каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльгпнов, а также браслеты,
    кольца. Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с
    затылочной лопастью: сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с
    очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Традиционные
    виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в
    свадебной обрядности.
    Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творогоа,
    вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины.
    Обращенные в 18 веке в православие, марийцы сохраняли языческие
    верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями,
    устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки
    урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане.

    Заячий домик

    Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с
    окнами, с дверью и даже со столом и лавками.
    Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
    Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
    - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. -
    Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
    Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
    Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком
    сверчка.
    - Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома.
    Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему
    медведь.
    - О чём плачешь, заяц? - спрашивает медведь.
    - Забрался в мой домик какой-то зверь, - отвечает заяц. - Где я теперь
    зимой жить буду?
    - Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, - говорит медведь.
    Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
    Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
    - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и
    убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц
    один.
    Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
    - Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
    - Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него
    какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
    - Я помогу тебе, - говорит лиса. - Я тебя в беде не оставлю.
    Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит,
    хвостом машет, сердитым голосом кричит:
    -Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями
    исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
    - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
    Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, - и в лес
    убежала.
    Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по
    дороге, а навстречу ему петух.
    - Зайка, братишка, о чём плачешь? - спрашивает петух.
    - Эх, дружище петух, - отвечает заяц, - беда у меня! Зима скоро, а в
    моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел
    выгнать и лиса хотела, да не смогли...
    - Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
    Пошли они к заячьему домику.
    Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
    Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
    Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
    Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
    Сверчок со своей лавки отвечает:
    - Чр-чрик, чр-чрик!
    Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался,
    скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и
    запел:
    Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
    Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: "Вот как
    разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать".
    Выскочил заяц из домика - и в лес.
    С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
    Сказка - туда, я - сюда.
    Сказка - подальше, а я -поближе.

     

    Нончык-патыр

    Жили когда-то в одном селе старик и старуха, а детей у них не было.
    Сильно горевали старик и старуха. Говорит однажды старик:
    -Давай, старуха, сделаем себе сына из теста. - Давай,-согласилась
    старуха. Замесила она тесто, вылепила из него человечка, завернула человечка
    в тряпицу и положила на печь.
    Лежит человечек из теста на печке день, лежит другой... А на третий
    день старик не вытерпел и говорит:
    - Посмотри-ка, старуха, как там наш сыночек.
    И вдруг с печки послышался голосок:
    - Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха,
    сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень
    маленький.
    Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по
    часам.
    Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый
    день говорит старику и старухе:
    - Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду
    наймусь к кому-нибудь в работники.
    - Ведь тебе всего двенадцать дней,- сказал старик,-куда тебе работать!
    - Чую я в себе богатырскую силу,- отвечает ему мальчик,- справлюсь с
    любой работой.
    Нанялся он в батраки к одному злому и жадному богачу. Богач давал
    своему батраку столько работы, что и десятерым не справиться, а парень со
    всем один управлялся.
    Прозвали люди сына старика и старухи за его силу Нончык-патыр, что
    значит Богатырь из теста .
    Нончык-патыр трудится, ни от какой работы не отказывается, а время
    идет. И вот подошел срок расплачиваться хозяину с батраком за работу.
    И тогда жадный хозяин, чтобы не платить, задумал погубить
    Нончык-патыра.
    Думал-думал хозяин, как погубить Нончык-патыра, и наконец придумал.
    Позвал он его и говорит:
    - Сходи на дальние поля и пригони оттуда моих овец.
    А на дальнем поле не овцы паслись, бродили там стаи голодных волков.
    Понадеялся хозяин, что голодные волки сожрут Нончык-патыра.
    Пришел Нончык-патыр на дальнее поле.
    - А ну, идите-ка сюда! - крикнул он волкам. По полю бродите, хозяина
    забыли!
    Окружили его голодные волки, зубами щелкают вот-вот разорвут.
    Выдернул Нончык-патыр из земли березу с корнем и давай волков бить!
    Заскулили волки, поджали .хвосты.
    Погнал их Нончык-патыр, как овечье стадо, на хозяйский двор. Пригнал он
    волков к хозяйскому двору:
    - Эй, хозяин, открывай ворота! Я твоих овец пригнал!
    Выглянул хозяин в окошко, увидел волков, затрясся от страху и забился в
    дальний угол, за печку.
    -Заболел я, не могу выйти!-кричит хозяин из-за печки.-Открой сам ворота
    и загони овец в хлев.
    Загнал Нончык-патыр волков в хлев и улегся спать на сеновале.
    Спит Нончык-патыр, храпит на весь дом.
    А хозяину не до сна.
    Ну и работник у меня! - думает хозяин.-Даже волки ему нипочем. Как же
    мне его извести?
    И придумал хозяин послать Нончык-патыра в лес к медведям. Уж
    медведи-то,- решил он,- не отпустят Нончык-патыра живым .
    - Сходи в лес, пригони оттуда моих лошадей! - приказывает хозяин
    Нончык-патыру.
    Пришел Нончык-патыр в лес, поднял медведей из их берлог и погнал на
    хозяйский двор. Гонит да еще покрикивает:
    - А ну, идите домой! Хозяина своего забыли!
    Увидел хозяин, что Нончык-патыр медведей гонит, убежал в избу, заперся
    на все запоры-засовыи кричит:
    - Сам загоняй лошадей в хлев!
    Загнал Нончык-патыр медведей в хлев и пошел спать.
    Крепко спал в эту ночь Нончык-патыр, а хозяину не до сна. Позвал он
    соседей-богачей, сталу них совета просить.
    Соседи присоветовали послать Нончык-патыра к Чертову озеру: пусть его
    черти утащат.
    Повеселел хозяин и говорит Нончык-патыру:
    - Года три назад ушел мой брат жить в Чертово озеро да с тех пор ни
    разу ко мне в гости не наведывался. Поди-ка разыщи его и позови ко мне на
    коман мелна ( слоеные блины, марийское национальное блюдо).
    Пришел Нончык-патыр на Чертово озеро.
    Заросло озеро черной осокой, разлилось гнилой водой среди болота,
    затянулось мелкой ряской, а под ряской колышется бездонная трясина.
    Это озеро люди обходили за версту, а по ночам и за все десять.
    Выскочил из воды старый лохматый черт, схватил Нончык-патыра, потянул в
    трясину. А Нончык-патыр не поддается. Стукнул он черта по лбу кулаком,
    встряхнул за шиворот, как котенка, и сказал:
    - Нехорошо родных забывать! Брат тебя на коман-мелна зовет. А ну,
    собирайся - пойдем в гости!
    И поволок черта в деревню.
    Увидел хозяин, что Нончык-патыр возвращается жив-невредим да еще тащит
    за собой лохматого черта, замахал руками, закричал дурным голосом:
    - Не хочет, видно, братец в гости идти. Не держи его! Пусть он в свое
    озеро возвращается! Отпустил Нончык-патыр черта и сказал:
    - Ну, хозяин, кончился срок моей работы - теперь плати что полагается.
    Делать нечего, пришлось жадному богачу расплачиваться с работником.
    Расплатиться-то расплатился, а зло затаил.
    Вернулся Нончык-патыр в родной дом к отцу, к матери, отдал им
    заработанные деньги, а сам пошел гулять на улицу.
    Играли на улице дети хозяина-богача, беднякам-то не до игры - работать
    надо.
    Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою
    игру.
    - Поймай летящую стрелу зубами - тогда примем! - отвечают они.
    Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась
    стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.
    - Теперь,-говорят ему хозяйские дети,- нырни в эту прорубь, отплыви на
    середину реки и разломай лед - тогда примем тебя в нашу игру!
    Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой
    толстый лед и вышел наружу.
    - А теперь разбей каменную гору - тогда примем тебя в нашу игру!
    Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой - качнулась
    каменная гора, пнул в другой раз - посыпались с горы камни. Семь раз пнул -
    рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская
    сила.
    Рассказали тогда дети своему отцу: нет уже у Нончык-патыра его
    богатырской силы.
    Обрадовался хозяин и приказал своим слугам вырыть яму глубиной в сорок
    саженей, а потом схватить Нончык-патыра, связать его крепко-накрепко и
    бросать в ту яму.
    Одни слуги побежали яму копать, другие набросились на Нончык-патыра,
    связали ему крепкими ремнями руки-ноги и кинули в яму.
    Лежит Нончык-патыр в глубокой яме и день, и два, и месяц, смотрит в
    ясное небо.
    Прилетела ворона, села на край ямы.
    Говорит Нончык-патыр вороне:
    - Ворона, ворона, слетай к моему отцу, к моей матери! Скажи им, что
    связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму, чтобы я
    погиб от голода и жажды.
    Каркнула ворона в ответ:
    - Не стану я звать твоего отца, не буду я звать твою мать! Умирай
    скорее - я тогда выклюю тебе глаза!
    Улетела ворона, прилетела сорока.
    Стал Нончык-патыр просить сороку позвать отца с матерью.
    А мне-то какое дело! - ответила сорока.- Не полечу.
    Летел мимо белый гусь.
    - Эй, белый гусь! - крикнул Нончык-патыр.- Лети к моему отцу, к моей
    матери, скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в
    глубокую яму. Хочет богач-хозяин, чтобы я погиб от голода и жажды. Уже
    недолго жить мне осталось! Пусть идут скорее, пусть приведут жирного быка
    пусть принесут острый топор!
    Поднялся гусь высоко в небо, полетел к старикам.
    - Эй, дедушка! Эй, бабушка! Злые люди бросили вашего сына в глубокую
    яму. Зовет он вас на помощь. Велит привести жирного быка и принести острый
    топор!
    Заплакали старик со старухой и говорят:
    - Не смейся над нами, гусь! Нашего сына нет в живых, погубили его.
    Остались от Нончык-патыра одни только косточки...
    - Нет, не умер он,- ответил гусь,- только спешите, уже недолго осталось
    ему жить.
    Поверили старик со старухой гусю, пригнали к глубокой яме, где томился
    Нончык-патыр, быка, принесли острый топор.
    Увидела старика со старухой ворона, закричала:
    - Кар-кар! Идут отец и мать, гонят быка, несут топор. Если съест
    Нончык-патыр быка - вернется к нему его богатырская сила и разрубит он
    топором свои крепкие путы!
    Испугался хозяин, приказал слугам:
    - Засыпьте яму доверху песком, завалите камнями - пусть Нончык-патыр
    задохнется.
    А старик уже столкнул в яму быка. Съел Нончык-патыр быка, и вернулась к
    нему его богатырская сила.
    Стали слуги заваливать яму песком да камнями, а старик уже кинул в яму
    топор.
    Разрубил Нончык-патыр все путы, поднялся на ноги, вытолкнул песок с
    камнями и вышел из ямы.
    Как увидел Нончык-патыра жадный хозяин, перепугался, не знает, что
    делать, где спрятаться.
    Побежал богач куда глаза глядят. Попалось ему на пути болото, и потонул
    он в том болоте.

    Оставьте свой комментарий об этой страничке: