Ересь да ощера несогласно живут.
* * *
Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).
* * *
Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).
* * *
Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
* * *
Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).
* * *
Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
* * *
Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).
* * *
По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
* * *
Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).
* * *
Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).
* * *
Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
* * *
Борода — трава, скосить можно.
* * *
Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
* * *
В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
* * *
У святых отцов не найдешь и концов.
* * *
Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.
* * *
К вам старик во двор, а и где вы? — В часовне часы читаем.
* * *
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
* * *
К вам молодчик во двор, а и где вы? — По кельям лежим.
* * *
Всяк крестится, не всяк молится.
* * *
Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
* * *
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
* * *
Аминь, аминь — а головой в овин (т. е. на распутство).
* * *
Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.
* * *
И черт под старость в монахи пошел.
* * *
Не всяк монах, на ком клобук.
* * *
Пойду в монастырь, где много холостых.
* * *
Близко церкви, да далеко от бога.
* * *
Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).
* * *
Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т. е. не ханжи).
* * *
Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
* * *
Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
* * *
Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
* * *
Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
* * *
Часто (или: густо) кадишь — святых зачадишь (или: задымишь).
* * *
Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
* * *
Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
* * *
Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася!
* * *
Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.
* * *
Есть деньги — так в свайку, нет денег так в схиму.
* * *
Со спаса дерет, да на Николу кладет.
* * *
Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
* * *
Церковь грабит, да колокольню кроет.
* * *
Шасть, на божью часть.
* * *
Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т. е. сирот).
* * *
Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.
* * *
Нам не гоже, так вот тебе, боже!
* * *
Божница домашня, а совесть продажна.
* * *
Ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
* * *
Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
* * *
Борода апостольская, а усок дьявольский.
* * *
Лучше не понедельничать, да не бездельничать. Бес хлеба не ест, да не свят.
* * *
Смиренен духом, да горд брюхом.
* * *
Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.
* * *
Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
* * *
Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.
* * *
Искусство — половина святости. Уменье — половина спасенья.
* * *
Свят, свят, да не искусен (т. е. уличился в ханжестве).
* * *
Каков бог, такова ему и свеча.
* * *
Читает: “Да будет воля твоя!”, а думает: “Когда б то моя!”
* * *
Хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!
* * *
Утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
* * *
Добрый вор без молитвы не украдет.
* * *
Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее.
* * *
Великий учитель! Пролог наизусть.
* * *
Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.
* * *
Украв часовник (часослов), да: “Услыши, господи, молитву (правду) мою!”
* * *
Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
* * *
Помилуй, господи! а за поясом кистень.
* * *
Пошла бы в монастырь, да много холостых (т. е. жаль их).
* * *
Мы, кого обидим, того зла не помним.
* * *
Волк в овечьей шубе (или: шкуре). Волк в овчине.
* * *
Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).