ЮМОР YAXY.RU


Словарь морских терминов

  • Список тем link
  • А

    АВТОНОМНОСТЬ   длительность плавания без пополнения запасов.

    АЗИМУТ (астронавигация) угол между северной частью плоскости истинного мередиана наблюдателя и вертикалом светила.

    АКВАТОРИЯ участок водной поверхности.

    АНКЕРОК бочеёнок без крана для пресной воды. Внутри к пробке подвешен стакан.

    АНТИЦИКЛОН область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в с Северном полушарии (в Южном - против).

    АПСЕЛЬ бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кээчах, иолах).

    АРМОЦЕМЕНТ (фероцемент) разновидность железобетона с высокой степенью армирования, конструкционный материал для постройки яхт и судов.

    АУТРИГЕР 1.Боковой поплавок на судах типа  проа". 2.Выстрел полурей с нокомпяткой на шарнире у мачты, для отвода брасов от вант. (см.выстрел).

    АХТЕРПИК крайний кормовой, нежилой отсек яхты.

    АХТЕРШТАГ снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму

    АХТЕРШТЕВЕНЬ кормовой элемент продольного набора копуса яхты, вертикально или с наклоном скрепленный с килем

    Б

    БАБОЧКА - способ несения парусоа на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отношению к кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.

    БАК - надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек).

    БАКАН(БАКЕН) - плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый на якоре на границе фарватера или судового хода, преимущественно на реках.

    БАКС - штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.

    БАКШТАГ- 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлениемлинией ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см. ватер-бакштаги 180*.

    БАКШТОВ - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления (взятия на бакштов) другого судна.

    БАЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необхо

    БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т.д.).

    БАЛЛЕР - конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.

    БАЛУН - передний, дополнительный, полно-скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения-гнуя, дрифтер, ричер.

    БАЛЯСИНА -ступенька в виде точеного рейка.

    БАНКА - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.

    БАНТ - поглоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления в местах пробивки рифлюверсов.

    БАР - 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в прибрежных районах.

    БАРБАРА - дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе.

    БАРХОУТ - утолщенный пояс наружней обшивки в районе ватерлинии.

    БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими.

    БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45*, полный-больше 60*.

    БЕЙФУТ - 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления рея или гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой ракс-бугельё, если гик (гафель) имеет усы.

    БЕНЗЕЛЬ- перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.

    БЕРМУДСКИЙ ПАРУС- прямоугольный, треугольный, косой косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет идти яхте в бейдевинд.

    БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.

    БИЗАНЬ- нижний косой парус на бизань-мачте.

    БИЗАНЬ-МАЧТА-к кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кеэче).

    БИМС- подпалубная балка поперечного набора корпуса яхты.

    БИТЕНГ-металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов.

    БЛИНД- прямой парус, ставившийся на старинных парусниках под бушпритом.

    БЛИНДОУС- распорный шест для отклонения бакштагов.

    БЛОК- шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи.

    БЛУПЕР(БИГБОЙ)- вспомогательный, косой, летучий, пузатый парус, поднимаемый с подветра от спинакера.

    БОКАНЦЫ-небольшие выстрелы на баке для выноса фока-галсов или выстрелы наБОКАНЦЫ- небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов.

    БОН- закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или дру-гих специальных целей (заграждение, переправа и т.д.).

    БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря.

    БОРГ- снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей.

    БОРДСЭЙЛИНГ- плавание на доске под парусом (виндсэрфинг, виндгляйдер и т.д.).

    БОРТ- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.

    БОРТОВЫЕ ОГНИ- судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный).

    БОУТ- усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок, перетирания, пробивки (вшивания) лю-версов, кренгельсов, гатов.

    БРАМ-СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

    БРАНДЕР-ЩИТ- вертикальный щит, закрывающий основной вход в каюту яхты.

    БРАС- снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика или рея и служащая для их разворота в горизонтальной плоскости и удержания под нужным углом.

    БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке.

    БРЕШТУК- связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.

    БРИДЕЛЬ- якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т.д.).

    БРИЗ- ветер в прибрежных районах, который в течении суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море).

    БРИФОК- четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной, поднимаемый на передней мачте на брифок-рее. В отличии от фока, брифок не привязывают к рею.

    БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы.

    БРОЧИНГ - явление полной потери управляемости при попутнных ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.

    БРЮКАНЕЦ - защитный зонт из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, прерпятствующий попаданию воды в корпус яхты.

    БУГЕЛЬ - железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления или соединения составных частей.

    БУЕР - 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое голландское судно прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным вооружением и шверцами.м и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках для скольжения по льду, снежному насту.

    БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных мест, а также для указания осей, сторон, и поворотов рекомендованных фарарватеров. 2.Плавучесть, соединенная через буйреп с мертвым якорем. Используется для швартовки яхт.

    БУЙРЕП - 1.Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2.Трос с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря, и, по необходимости, для облегчения его отрыва от грунта.

    БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом к буксиру).

    БУКСИРОВОЧНЫЙ ОГОНЬ - желтый огонь на корме буксирующего судна.

    БУЛЬБОКИЛЬ - консрукция плавникового яхтенного киля с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтеканемой формы.

    БУЛИНЬ - 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого паруса, служащий для регулировки профиля паруса. 2.Снасть для выноса вперед наветренной, боковой шка-торины прямого паруса.

    БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.

    БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.

    БУШПРИТ- горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа яхты и служащее для выноса штагов и галсовых углов кливеров.

    БЫК-ГОРДЕНЬ- см.Гордень.

    В

    ВАНТЫ-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса.

    ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.

    ВАТЕРВЕЙС- 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов.

    ВАТЕР-ВУЛИНГ - скрепление бушприта с водорезом (тросовое, цепное и т.д.).

    ВАТЕРЛИНИЯ- 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты и разделя- ВАТЕРЛИНИЯ - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

    ВАТЕР-ШТАГ- снасть стоячего такелажа, раскрепляющая бушприт книзу (форштевню).

    ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВАХТА)- основной вид дежурства на судах, обеспечивающий их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал.

    ВЕЛЬПСЫ- рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса.

    ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ- продольный стержень якоря.

    ВЕРП- вспомогательный, завозной якорь на судне.

    ВЕРПОВАНИЕ- передвижение посредством подтягивания к верпу, который завозят в нужное место на шлюпке.

    ВЕРТИКАЛ(светила)- большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит, надир, и светило.

    ВЕРТЛЮГ- 1. Креуговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп).

    ВЕХА- плавучий знак навигационной обстановкиё, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры.

    ВЗЯТИЕ РИФОВ - Уменьшение площади парусаё для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гикёе, а для прямых парусов - путем увязывания верхней части паруса к рею.

    ВИНДГЛЯЙДЕР, ВИНДСЕРФИНГ- см. бордсэйлинг.

    ВИНДЗЕЙЛЬ- поворотнаяё, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе.

    ВОДОРЕЗ- передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.

    ВООРУЖЕНИЕ ПАРУСНОГО СУДНА- совокупность парусовё, рангоутаё, такелажаё, палубных механизмов и дельных вещейё, предназначенных для постановкиё, уборки и управления парусами. Различается два основных вида парусного воооружения: косое- с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса ё и прямое-с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.

    ВОССТАНОАВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА (КАТАМАРАНА)- подъем швертбота (катамарана) на ровный кильё, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль.

    ВУЛИНГ- 1. Шлаги троса, положенные тесноё, рядом друг с другом на однодревковой мачте для ее укрепления. 2. См. ватер-вулинг.

    ВЫБИРАТЬ- подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить.

    ВЫБЛЕНКА- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел.

    ВЫМБОВКА- деревянный рычаг для вращения шпиля вручную.

    ВЫПИНГ- волновая вибрацияё, неустановившиеся упругие колебания корпусаё, вызываемые ударами днища и бортов о воду - слемингом и накатом воды на палубу.

    ВЫСОТА СВЕТИЛА- угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило.

    ВЫСТРЕЛ- рангоутное деревоё, упирающееся в другое рангоутное деревоё, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа. См. так же - аутригер.

    Г

    ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.

    ГАК- крюк, служащий для подъёма или закрепления груза.

    ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя.ная для стоянки судов.

    ГАК- крюкё служащий для подъема или закрепления груза

    ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна от раковины до планширя.

    ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ- буксировочный огонь (желтый)ё, выставляемый на корме буксирующего судна.

    ГАЛС- 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру. Различают правый и левый галсыё, по названию бортаё, в который дует ветер. 2. Снасть,ё талиё, с по-мощью которыхой удерживается нижнийё, наветренный угол паруса- галсовый.

    ГАЛФВИНД- курс относительно ветраё ,когда угол между ДП яхты и направлением ветра составляет 90* (полветра).

    ГАЛЬЮН- 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая гальюном на старинных парусных судах.

    ГАЛЬЮННАЯ ФИГУРА- носовое украшение (скульпрура) на парусниках.

    ГАНДИКАП- коэффициент или измеряемая в секундах величинаё, используемые для сравнительной оценки результатовё показанны, показанных в гонках х в гонках яхтами с различны-ми гоночными баллами.

    ГАРДЕЛЬ- снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей.

    ГАТ- отверстие в парусеё, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастейё, размещения шкивов и т.д.

    ГАФЕЛЬ- наклонное рангоутное деревоё, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусовё, а также для крепления шкотовых углов топсе-лей. Паруса, поднимаемые на гафелеё, называют- гафельнымиё, а оснастку суд-на с такими парусами - гафельным вооружением.

    ГЕЛЬМПОРТ- вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается (водонепроницаемо) гелмпортовая трубаё, в которой и завешивается баллер руля.

    ГЕНУЯ- большойё, широкий стаксель со шкотовым угломё, заходящим за мачту яхты.

    ГИК- горизонтальное рангоутное деревоё, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого поруса и носит его название ( грота-гикё, бизань-гик и т.д.). Оснащается : гика-шкотомё, топенантомё, оттяжкой гикаё, завал-талями. Для рас-тягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкотё, бизань-шкот и т.д.)ё, а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гикё, кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага. См. также спинакер-гик.

    ГИНИ- тали с увеличенными размерами блоковё, числом шкивов и толщиной лопарей. Гиниё, как минимумё, имеют два трехшкивных или двух- и трехшкивный блоки.

    ГИТОВЫ- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке.

    ГЛАГОЛЬ-ГАК- откидной гакё, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи.

    ГЛИССИРОВАНИЕ- режим движения яхтыё, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается а корма оседаетё, скороть хода при этом увеличиваетя (судно выходит на глиссирование).

    ГОЛАНИТЬ- придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных движений кормового весла.

    ГОНГ- металлическое устройство в форме тарелки для подачи звуковых сигналов.

    ГОЛИК- плетеная топовая фигура на вехе.

    ГОНКИ- соревнования яхт. Разделяются на классные гонки - для яхт одного класса (или с равными гоночными баллами) и гадикапные - с раличными гон. баллами.

    ГОНОЧНЫЕ ЯХТЫ- парусные яхты предназначенные для участия в гонках. Подразделяются на яхты международногоё, олимпийского и национальных классов.

    ГОНОЧНЫЙ БАЛЛ- величинаё, выражаемая в метрах или футах и обозначающая скоростной потенциал -  гоночную силу" яхты. Получается в результате обмера корпусаё, парусов и расчета по специальным формулам.

    ГОРДЕНЬ- 1. подъемное приспособлениеё состоящее из закрепленного одношкивного блока и пропущенного через него троса (шкентеля). 2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого паруса к рею. Горденьё, подтягива-ющий парус за середину шкаториныё, называется бык-гордень.

    ГРЕП- нижняя часть водореза.

    ГРОТ- косой парусё, поднимаемый на грот-мачте (в корму) яхты с косым вооружениемё, или прямойё, самый нижний парус на грот-мачте яхты с прямым вооружением.

    ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа и последующиеё, кроме кормовойё, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или втораяё, при равной высотеё. на двухмачтовом судне; мачтаё, если она - одна.

    ГРОТА-ШКОТ- снастьё, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.

    ГРУНТОВ- отрезок тросаё, крепящий по походному шлюпку на шлюп-балках .

    Д

    ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ- максимальное расстояниеё на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическуюё, оптическую и метеорологическую дальности видимости.

    ДЕВИАЦИЯ- (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стстрелки, картушки) компаса от направления магнитного меридиана под дейстствием собственного магнитного поля судна.

    ДЕЙДВУД- подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом, цисцернами и т.д.

    ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ- общее название некоторых съемных элементов оборудования на яхте (иллюминаторы, двери, трапы, леерные стойки, скобы, блоки и т.д.).

    ДИНГИ- тип гоночного швертбота-одиночки (экипаж - 1 человек).

    ДП- диаметральная плоскость (яхты).

    ДИРИК-ФАЛ- снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания гафеля под углом.

    ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости.

    ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.

    ДОБИРАТЬ- см. выбирать.

    ДРЕК- шлюпочный якорь.

    ДРЕКТОВ- якорный канат шлюпочного якоря.

    ДРЕЙФ- снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа , заключённым между кильватерной струей (линией пути) и ДП яхты.

    Ж

    ЖВАКА-ГАЛС- специальное устройство или узел крепления коренного конца якорного каната (цепи) на судне.

    ЖИВУЧЕСТЬ- способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.

    З

    ЗАВАЛ-ТАЛИ- снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.

    ЗАЛОЖИТЬ- 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)- продолжительное движение одним галсом.

    ЗЕНИТ- на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через наблюдателя к плоскости горизонта.

    ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ- ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи).

    И

    ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты.

    ИОЛ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства.

    ИСТИНЫЙ КУРС- курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации.

    К

    КАБЕЛЬТОВ- расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м).

    КАБОЛКА- исходная, составная часть растительного троса, скрученная из растительного волокна.

    КАЛЫШКА (кеньга)- случайный завиток или закруток троса, препятствующий его свободному прохождению через шкив блока, клюз и т.д.

    КАМБУЗ- кухня на яхте.

    КАНИНХЕМ- мягкая, галсовая оттяжка парусов Бермудского покроя (грот, бизань).

    КАРЕТКА- переставляемое или подвижное устройство на погоне для переноса направления тяги гика-шкота.

    КАРТУШКА- чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного мередиана.

    КАТ- тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку.

    КАТ-БАЛКА- выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт.

    КАТАМАРАН- яхта с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.

    КАЧКА- колебания яхты под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую), и поперечную (бортовую).

    КАЮТА- яхтенное жилое помещение.

    КЭЧ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой перед рулевым устройством.

    КИЛЕВАНИЕ- 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля на стоянке (для очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание провинившегося моряка на конце под килем судна.

    КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.

    КИЛЬБЛОК- элемент опорного устройства для выставления яхты на суше.

    КИЛЬВАТЕР- строй судов, идущих в одной линии друг за другом.

    КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ- след на поверхности воды позади идущей яхты.

    КИЛЬСОН - (флор-тимберс) продольная связь днищевой части шпангоутов.

    КИПА - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса (стакселя) на лебедку, утку.

    КИПОВАЯ ПЛАНКА- приспособление для изменения направления снастей и предохранения их изломов.

    КЛАМП- стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти.

    КЛЕВАНТ- деревянный брусок цилиндрической формы для крепления сигнальных флагов к фалам и прочих соединений линей.

    КЛЕТЕНЬ- тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его клетневании.

    КЛЕТНЕВАНИЕ- вид такелажных работ, при которых на трос кладут тонкие полоски про смоленной парусины (клетневину), а затем клетень.

    КЛИВЕР- 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед стакселем.Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком.

    КЛОТИК- деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ.

    КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.

    КЛЯМСЫ- толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы.

    КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.

    КНИЦА- пластина (штука дерева) треугольной или трапецевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна.

    КНОП- узел в виде утолщения на конце троса.

    КНЯВДИГЕД- верхняя часть водореза.

    КОКПИТ- открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит- небольшое углубление в палубе.

    КОМИНГС- вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение.

    КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойсва магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.

    КОМПАСНЫЙ КУРС- курс яхты по компасу.

    КОМПРОМИС-тип корпуса балластированной (килевой) яхты со швертом.

    КОНЕЦ- 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы снасти, один из которых

    коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый).

    КОНТРАТИМБЕРС- наклонная балка продольного набора, являющаяся продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса.

    КОНТРАФОРС- 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у стоек фальшборта или леерных стоек.

    КОРЕННОЙ КОНЕЦ- см. Конец.

    КОРМА- оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем (при его наличии).

    КОРМОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь на корме судна (МППСС-72).

    КОРПУС ЯХТЫ-основа яхты, состоящая из внешней оболочки (наружней обшивки, настила верхней палубы, надстроек и рубок), подкреплённая набором и переборками.

    КОСОЙ ПАРУС- см.Вооружение.

    КОУШ- металлическая внутренняя оправа петли троса (огана).

    КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ- металлический или деревянный штырь для закладывания снастей.

    КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬНАЯ ПЛАНКА- массивная,жесткозакрепленная планка у мачты или борта с отверстиями для кофель-нагелей.

    КРАМБОЛ- см. Кат-балка.

    КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта яхты о причал или другое судно на швартовках и стоянках.

    КРАНЦЕВАЯ ДОСКА- доска, подвешенная с борта яхты между причалом и кранцами.

    КРАСПИЦА- 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный брус, положенный на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для поддержания шлага цепи.

    КРЕЙСЕРСКОЕ ПЛАВАНИЕ- плавание (хождение) на яхте от порта до порта, по определенному маршруту.

    КРЕН- наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси).

    КРЕНГЕЛЬС- кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины или в шкаторину.

    КРУТОЙ КУРС (ОСТРЫЙ КУРС)- бейдевинд. Круто (остро) ходить- возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде не теряя хода. Противопожное- полно ходить.

    КРУГОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь кругового свечения, выставляется, как правило, на судне, стоящем на якоре. Подробнее см. МППСС-72 и якорные огни.

    КРЮЙС-ПЕЛЕНГ- определение места яхты по пеленгам на ориентир, курсу и пройденному расстоянию.

    КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.

    КУРСОВОЙ УГОЛ- горизонтальный угол между ДП яхты и направлением на ориентир.

    КУРС ЯХТЫ- горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы.

    КУРС ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА- угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса).

    КУТТЕР- см. тендер.

    КЭТ- лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек.

    Л

    ЛАВИРОВКА- передвижение яхты к цели, находящейся  наветру" курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом).

    ЛАГ- прибор (устройство) для измерения скорости (пройденного расстояния) судна.

    ЛАГЛИНЬ- линь со специальной разметкой для ручного, забортного лага.

    ЛАГОМ- положение ошвартованых судов или на ходу" относительно друг друга, когда они выставляются борт к борту".

    ЛАТА- тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе Бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.

    ЛАТИНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ- косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку (рю).

    ЛЕБЕДКА- механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных диаметров.

    ЛЕВЕНТИК- положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать.

    ЛЕДЖЕС- полубимс, брус между карлингсами.

    ЛЕЕР- 1.Металлический прут или трос вдоль рангоутного дерева для привязывания парусов. 2.Ограждение верхней палубы яхты. Состоит из металлических леерных стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними. См. также - релинг.

    ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ- находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения.

    ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА- те носовые паруса, которые не крепятся по передней шкаторине к штагам и ,обычно, ставятся при слабых ветрах.

    ЛЁГОСТЬ- оплетённый сверху парусиновый мешочек с песком. Привязывается к бросательному концу и облегчает его прицельное бросание.

    ЛИКПАЗ- полузакрытый жёлоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.

    ЛИКТРОС- растительный или синтетический трос пологой свивки, который пришивают к кромке паруса (шкаторине) для повышения его прочности и крепления к рангоуту. Для кливеров (стакселя) на яхтах применяют гибкие, стальные тросы, которые вшивают в передние шкаторины парусов.

    ЛИНЁК- короткий кончик, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

    ЛИНЬ- растительный или синтетический, обычно, плетёный трос окружностью до 25 мм.

    Широко используется в парусном деле (для шнуровки чехлов, флагофалов, лотов, бросательных концов ит.д.).

    ЛИНИЯ ПУТИ- линия, по которой фактически перемещается судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса.

    ЛИСЕЛЬ- нижний летучий парус прямого вооружения, ставится на специальном рангоутном дереве - лисель-спирте. На яхтах ставится под гиком на полных курсах.

    ЛОКСОДРОМИЯ- линия на земной поверхности, пересекающая все мередианы под одним и тем же углом. На морских картах в меркаторской проекции локсодромия

    изображается прямой линией.

    ЛОНГА-САЛИНГИ- продольные брусья на нижней части топа мачты или стеньги, служащие вместе с краспицами и чиксами основой марса или салинга.

    ЛОПАРЬ- часть троса основанная между блоками или юферсами.

    ЛОТ- прибор (устройство) для измерения глубин с борта судна.

    ЛОТЛИНЬ- линь со специальной разметкой ручного лота, к которому прикрепляют груз.

    ЛОЦИЯ- 1.Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне. 2.Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т.д.

    ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана.

    ЛЬЯЛО- углубление в трюме судна для сбора воды, масел и т.д. - льяльных вод.

    ЛЮВЕРС- круглое отверстие в парусе, тенте и т.д., оплетённое тросом или обжатое металлическим кольцом.

    ЛЮГЕР- 1.Косой трапецевидный парус, поднимаемый на рейке. 2.Судно с люгером.

    ЛЮК- отверстие в палубе яхты для прохода людей, освещения и вентиляции помещений.

    М

    МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ- угол между географическим и магнитным меридианами в рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен при восточном склонении, отрицателен при западном.

    МАГНИТНЫЙ КУРС- курс с учетом магнитного склонения.

    МАРКА-1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти, лине.

    МАРКИЗОВА ЛУЖА- ироническое название Невской губы- восточной части Финского залива вблизи устья р. Невы. Под командованием маркиза де-Траверсе (Х1Х в.) Российский Балтийский флот никогда не выходил дальше Кронштадта.

    МАРС- площадка на топе мачты для разноса стень-вант и работы с парусами.

    МАРСЕЛЬ- второй снизу прямой парус, ставящейся между марса-реем и нижним реем.

    МАРТИН-ГИК- рангоутное дерево, подвешенное вертикально под ноком бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов. Уст.назв.-выстрел бушприта.

    МАРТИН-БАКШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к борту судна.

    МАРТИН-ШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к ноку утлегаря.

    МАТ- циновка или коврик, изготовленный из мягкого троса.

    МАЧТА- вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над верхней палубой и расположенное, как правило, в ДП судна. На яхте служит для постановки парусов.

    МАЯК- навигационное сооружение с источником света и своей характеристикой огня, служащее для опеделения местоположения судна .

    МЕЛКОВОДЬЕ- часть водного бассейна с малыми или относительно малыми глубинами.

    МЕЛЬ- участок дна, отделенный от берега глубокой водой.

    МЕРКАТОРСКАЯ ПРОЕКЦИЯ- нормальная, равноугольная цилиндрическая проекция, наиболее распространённая при составлении морских карт.

    МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными створными знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей и ошибок лагов.

    МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ(МИДЕЛЬ)-линия пересечения наружней поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину

    МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана (1852 м.).

    МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ- сборник различных таблиц, необходимых для решения навигационных и астрономических задач.

    МППСС-72 - Международные правила предупреждения столкновения судов, 1972 г.

    МУСИНГ- утолщение (узел) на середине или конце висящего вертикально троса, служащее опорой для ног.

    МУШКЕЛЬ- деревянный молоток, используемый при такелажных и отделочных работах.

    Н

    НА ХОДУ- термин  на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели, (МППСС-72).

    НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов яхты и опору для обшивки.

    НАВАЛ- касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предварительно собственную инерцию.

    НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру. Противоположный борт подветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер.

    НАВИГАЦИЯ- 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения.

    НАГЕЛЬ- 1.Деревянный или металлический стержень для скрепления элементов корпуса и рангоута яхты. 2.См. кофель-нагель.

    НАДИР- точка пересечения вертикала и линии горизонта.

    НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта.

    НАЙТОВ- снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить.

    НАСТИЛ ПАЛУБЫ- её жёсткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т. д.

    НАУТОФОН- электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных маяках.

    НАШИВКА- усиление по шкаторине паруса из парусины.

    НЕВЯЗКА МЕСТА- расхождение счислимого и обсервованного места судна.

    НЕДГЕРСЫ- брусья с обоих сторон форштевня, между которыми крепится бушприт.

    НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ- способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков.

    НИРАЛ - снасть бегучего такелажа для уборки косых парусов.

    НОК- свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева. Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой.

    НОС- передняя оконечность судна.

    НУЛЬ ГЛУБИН- условная поверхность, от которой исчисляютсь глубины, приведенные на морских картах. За н.г. принимают средний многолетний уровень моря, а в приливных водах - наименьший возможный уровень. На большинстве Европейских карт за н.г. принимают средний уровень сизигийных малых вод.

    О

    ОБВОДЫ КОРПУСА- внешние очертания корпуса яхты, во многом определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вместимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы.

    ОБЛИКОВАТЬ- пришить ликтрос.

    ОБМЕР ЯХТЫ- специальная, контрольная проверка размерений корпуса, парусного вооружения, элементов конструкций и оборудования яхты на предмет установления её соответствия конкретному классу яхт или для расчета гоночного балла.

    ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).

    ОБШИВКА- материал поверхности борта яхты.

    ОВЕРКИЛЬ- перевёртывание (опрокидывание) яхты через (вверх) киль (килём), как результат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль- частая авария спортивных швертботов. Отработаны приёмы их быстрого восстанавления.

    ОВЕРШТАГ- поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом.

    ОГНИ И ЗНАКИ- 1.Часть С в составе МППСС-72. 2.Судовые навигационные огни и знаки,

    обязательные к несению на судах согласно МППСС-72, являются источником взаимной информации судов, необходимой для оценки ситуации и безопасного, грамотного маневрирования и расхождения.

    ОГОН- петля на конце троса.

    ОДЕРЖИВАТЬ- замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке, не допускать навал.

    ОПЛЁТКА- заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или рангоута тонким линем для предотвращения раскручивания или зацепления снастей. См.также - клетневание.

    ОРТОДРОМИЯ- дуга большого круга на поверхности земного шара - кратчайшее расстоянин между двумя точками.

    ОСАДКА- заглубление яхты.

    ОСНАСТКА- 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж. См. также-вооружение яхты. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей.

    ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность яхты, получившей по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает яхту валкой, склонной к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой качке, опасной для корпуса и рангоута.

    ОСТРЫЙ КУРС- бейдевинд. См.также - крутой курс.

    ОТВАЛИТЬ- отойти на яхте от причала или другого судна.

    ОТДАТЬ- отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бросить его в воду и растравить якорный конец (цепь).

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ- см. огни и знаки.

    ОТМЕЛЬ- мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты.

    ОТТЯЖКА- снасть, устройство с тягой,как правило, к палубе. Предназначена для управления подвижными элементами рангоута (гики, аутригер и т.д.) или для обеспечения нужной тяги на шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.).

    ОТШЕСТВИЕ- разность между мередианами начального и конечного пунктов плавания, расчитываемая по средней параллели в морских милях.

    П

    ПАЙОЛ- настил трюма яхты. Как правило, делается полностью или частично съёмным.

    ПАЗ- щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают, зашпаклёвывают или заливают герметиком.

    ПАЛ- 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.

    ПАЛГУН- фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.

    ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты по всей её длине.

    ПАНЕР- момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта.

    ПАРУС- движетель, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги яхты ( по типу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают жёсткие (профилированные) и мягкие, из растительных или синтетических материалов.

    ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ- см. вооружение парусного судна.

    ПАТЕНТ-РИФ- устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов.

    ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.

    ПЕНТЕР-ГАК- гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъёме на рустов или на палубу.

    ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка учасвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.

    ПЕРО РУЛЯ- плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Распологается в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля.

    ПЕРТУЛИНЬ- снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении.

    ПЕРТЫ- тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы при работе с парусами.

    ПИЛЛЕРС- вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна.

    ПИРС- пристань на сваях, установленная под углом к линии берега.

    ПЛАВУЧЕСТЬ- положительная, если яхта остается на плаву при полном затоплении.

    ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.

    ПЛАСТЫРЬ- обликованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по по периметру, для закрытия пробоины в борту (наложить, подвести пластырь).

    ПОГОН- планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки или кипы.

    ПОДВЕТРЕННЫЙ- см. наветренный.

    ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.

    ПОДЗОР- свес кормы яхты.

    ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)- см. выбирать.

    ПОЛВЕТРА- курс галфвинд.

    ПОЛНЫЙ КУРС- курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми).

    ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов.

    ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.

    ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.

    ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных устройсв.

    ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.

    ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт при навалах и во время стоянки.

    ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра.

    ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.

    ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ- горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием приливо-образующих сил Луны и Солнца.

    ПРОА- тип катаматана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.

    ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.

    ПРЯДЬ -составная часть троса, у растительного свитая из каболок, у стального троса свитая из одинаковых проволок.

    ПРЯМОЙ ПАРУС- см. вооружение парусного судна.

    ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного мередиана и линией пути.

    ПЯРТНЕРС- отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта.

    ПЯТКА- 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок. 2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря.

    Р

    РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).

    РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна.

    РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к передней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабинами или штаг-пирсом.

    РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен ракс-слизами (деревинными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса.

    РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпалубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).

    РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического движетеля на противоположное (винта, водомёта).

    РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт.

    РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, четырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте.

    РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма на нём сигнальных флагов и знаков (фигур).

    РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.

    РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты. 2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт.

    РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей.

    РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.

    РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.

    РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов).

    РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни.

    РИФ-СЕЗЬНИ- см. риф-штерты.

    РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов.

    РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины косого паруса при взятии рифов.

    РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (люверсах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов.

    РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф.

    РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя.

    РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед.

    РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна.

    РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на парусниках, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения судовых шлюпок.

    РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе кип, клюзов, блоков и т.д.

    РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т.д.

    РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.

    РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).

    РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.

    РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на берегу для хранения яхтенного имущества.

    РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант.

    РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении.

    РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов.

    РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных судах, когда он выходил вперед за мачту.

    РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для указания времени (отбивания склянок).

    РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола.

    С

    САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода брам и стень-вант.

    СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов.

    СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом.

    СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления шкаторины паруса к рангоуту.

    СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде.

    СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками.

    СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.

    СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк.

    СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах.

    СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.

    СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение.

    СКЛЯНКИ- см. рында.

    СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют острые, криволинейные и"ломаные" скулы.

    СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, перпендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки.

    СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса к рейку.

    СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты о встречные волны.

    СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и ипользуемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.

    СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.

    СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь), соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке.

    СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.

    СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер.

    СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины.

    СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус.

    СТАКСЕЛЬ-ГИК- см. гик.

    СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа якорь.

    СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном.

    СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды и т.д.), предназначенные для указания направления, ширины фарватера, а также для разметки мерной линии.

    СТЕМ- форштевень на деревянных судах.

    СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.

    СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится мачта своим шпором.

    СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте.

    СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы).

    СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ- см. такелаж.

    СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер (карлингс).

    СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку грузов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо.

    СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на яхте, фиксацией времени и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано название судна и порт его приписки.

    СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки.

    СХОДНЯ- переносной трап, используемый для схода на берег.

    СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрейфа и сноса. Отсюда- счислимое место.

    Т

    ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов наступления и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой момент времени в прибрежных пунктах.

    ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.

    Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).

    ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через которые прводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.

    ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прутка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.). 2. Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа

    ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих более одного передних парусов.

    ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45*120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.

    ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См.буйреп.

    ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.).

    ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72.

    ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе деталей рангоута (реев, гиков и т.д.).

    ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы двух шлюпбалок.

    ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.

    ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное действие - выбирать.

    ТРАНЕЦ- (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна.

    ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена.

    ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма со шлюпки, из воды.

    ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания зкипажа за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту).

    ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды.

    ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря.

    ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта.

    ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной парусины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика).

    2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мачте или к (тонкой) трисель-мачте позади основной.

    ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых материалов или из стальной проволоки.

    ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами.

    ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.

    ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля.

    У

    УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился. УГОЛ ДРЕЙФА- см. дрейф.

    УГОЛ СНОСА- см. снос.

    УДАВКА- морской узел.

    УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

    УИШБОН- гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере).

    УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.

    УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа.

    УСЫ- изогнутые, деревянные планки на пятке гафеля или гика, обшитые кожей и обхватывающие мачту. УТКА- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса.

    Ф

    ФАЛ- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр.

    ФАЛИНЬ- трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки.

    ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта.

    ФАЛЬШКИЛЬ- 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой формы, прикреплённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости. 2.Брусья, набиваемые снизу на килевую балку, для предохранения её от повреждений о грунт.

    ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.

    ФИТИНГ-фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему снасти.

    ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.

    ФОК- 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте. 2.Косой, треугольный парус (фока-стаксель), поднимаемый на фока-штаге тендера, шлюпа.

    ФОК-МАЧТА- передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней.

    ФОРДЕВИНД- 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2.Поворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса.

    ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.

    ФОРДУНЫ- 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты к бортам и в корму, дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие ахтерштаг. 2.Снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и в корму.

    ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.

    ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.

    Х

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЯ- характер цвета и изменения свечения навигационного знака.

    ХВАТ-ТАЛИ- тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков.

    ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на ходу.

    ХОДОВОЙ КОНЕЦ- см. конец.

    ХОДОВЫЕ ОГНИ- уст. название судовых навигационных огней судна на ходу.

    ХРАП (ХРАПЦЫ)- складной гак из двух, расположенных навстречу друг другу, гаков.

    Ц

    ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ- точка приложения равнодействующей гидродинамических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.

    ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ- уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности и центром бокового сопротивления яхты. ЦИКЛОН- обширный вохдушный вихрь вокруг области пониженного давления, движущийся против часовой стрелки в Северном полушарии (по часовой в Южном).

    Ч

    ЧИКСТЕЙ- устройство (тали), для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы. ЧИКСЫ- наделки в виде коротких брусьев на мачте, для поддержания лонга-салингов.

    Ш

    ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.

    ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки.

    ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки. ШВЕРТ- устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый колодец), и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа. ШВЕРТБОТ- мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля.

    ШВЕРЦЫ- шверты, навешиваемые с бортов яхты.

    ШИРСТРЕК- верхний пояс наружной обшивки.

    ШКЕНТЕЛЬ- короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком на конце, предназначенный для поднятия грузов. ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных работ.

    ШКИМУШГАР- однопрядный линь из пеньки.

    ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.

    ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо.

    ШЛАГТОВ- стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания её на месте.

    ШЛЮП- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним парусом - стакселем (фока-стакселем). ШЛЮП-БАЛКИ- устройство в виде двух балок с механизмом для вывешивания, удержания и спуска за борт шлюпки. ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки.

    ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную и теоретическую.

    ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной плоскости.

    ШПИЛЬ- большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи и швартовов.

    ШПОР- нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта. ШПРИНГ- продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.

    ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный, шпринтовый, косой парус. ШПРИТ-БАКЕН- плавучесть вехи.

    ШПРЮЙТ- тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более точки.

    ШПУНТОВЫЙ ПОЯС- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.

    ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепдяющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.

    ШТАГ-ПИРС -профиль с ликпазом ( для ликтроса стакселя), охватывающий штаг.

    ШТЕВНИ- форштевень и ахтерштевень.

    ШТЕРТ- см. шкетр.

    ШТОК- стержень поперек веретена якоря.

    ШТУРВАЛ- орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с рулём.

    ШТУРТРОС- стальной трос (цепь), служащий для передачи усилия от штурвала на руль.

    ШТЫК- элемент морского узла.

    ШХУНА- парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмач-товых шхунах передняя мачта равна или ниже задней.

    Э

    ЭЗЕЛЬГОФТ- окованная деревянная штука или поковка для скрепления двух рангоутных дерев, имеет два отверстия - четырёхугольное и круглое. Четырёхугольным он надевается на топ или нок рангоутного дерева, а круглое служит для пропускания добавочного дерева. (мачта - стеньга, бушприт - утлегарь и т.д.).

    ЭРНСТ-БАКШТАГИ- снасти, для удержания гафеля за нок (с боков и в корму).

    ЭСТУАРИЙ- залив в устье реки, в районе приливо-отливных течений.

    Ю

    ЮТ- надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы.

    ЮФЕРС- круглый, деревянный блок без шкива, с тремя сквозными отверстиями, для проводки лопарей талрепа.

    Я

    ЯКОРНЫЕ ОГНИ- (белые, круговые), судовые отличительные огни на якорной стоянке.

    ЯЛ- многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота.

    ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тонажа.

    Читайте также:

    Скажи спасибо! Поделись ссылкой в социальных сетях:

    Оставьте свой комментарий об этой страничке: